Фундаментальные основы традиционной китайской медицины

ВРАЧЕВАНИЕ  В
ДРЕВНЕМ КИТАЕ (середина 2 тысячелетия до н. э.— 3 в. н. э.)

Лечение включало большое количество магических средств и ритуалов. Наиболее популярным являлось учение о сигнатурах (знаках). По этой методике подобное должно лечиться подобным. Например, желтое применялось для лечения желтухи, а бобы, которые напоминают по форме почку, применялись при болезнях мочевыводящих путей.

Сохранилось около 2000 рецептов лекарственных средств, многие из которых используются по настоящее время. В частности, уже в то время эфедрин использовался для лечения аллергии, при анемиях назначали соли железа, ртутью лечили сифилис, сульфат натрия и ревень применялись как слабительное, а опий – как наркотик.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Использовалась вакцинопрофилактика оспы через вдувание. Однако неизвестно, было ли это собственным изобретением китайцев.

Активно использовались хирургические вмешательства. Но в последующем этот раздел медицины перестал развиваться.

История

Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии
оно называлось Инь) сформировалось в середине II тысячелетия до н. э. в
долине Хуанхэ (Желтая река) ( 33). К этому времени относится и создание
китайской иероглифической письменности.

Фундаментальные основы традиционной китайской медицины

Древние китайские тексты записывались на черепашьих щитах
(панцирях), бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, каменных
барабанах, а затем — на шелку и бумаге, которая была изобретена в Китае в I
в. до н. э.

Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для
письма, компас и порох.

В течение тысячелетий Китай представлял собой уникальный
пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в
значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации,
обусловленной причинами географического, социально-экономического и
политического характера.

В истории древнего Китая выделяют четыре этапа: период Шан
(Инь) (XVIII—XII вв. до н. э.), когда сформировалось первое в истории Китая
рабовладельческое государство; период династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.),
когда на территории Китая существовало множество государств; период империи
Цинь (III в. до н. э.

), когда страна была объединена в единую империю (в этот
период по велению первого китайского императора Ши-Хуанди (246—210 гг. до н.
э.) началось сооружение Великой китайской стены), и период империи Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.)—время наивысшего расцвета древнего Китая. В III—IV вв. на территории
Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в.

В истории врачевания древнего Китая различаются два
больших периода: царский (XVIII—III вв. до н. э.), когда преобладала устная
традиция, и империи Хань (III в. до и. э.— III в. н. э.), когда составлялись
хроники Ханьской -династии и записывались дошедшие до нас медицинские
сочинения.

Источники по истории и врачеванию древнего Китая:
памятники медицинской ; письменности (с III в. до н. э.), данные археологии,
этнографии, памятники материальной культуры.

Фундаментальные основы традиционной китайской медицины

Первая многотомная история древнего Китая «Ши цзи»
(«Исторические записки») была составлена в I в. до н. э. выдающимся китайским
ученым Сыма Цянем (145—86 гг. до н. э.); в ней’ широко использованы материалы
хроник Ханьской династии, в которых сообщается  и об 
успешном  применений метода чжэнь-цш и пульсовой диагностики.

Составлен он в III в. до н. э. в русле традиции в форме
диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа —Хуанди,
которому традиция приписывает авторство этого трактата. Однако, по мнению
исследователей, «Нэй цзин» является результатом коллективного труда многих
авторов различных эпох.

Зарождение медицины в Китае

Возникновение медицины в Древнем Китае легенды связывают с императором Шэнь-нун, жившем около 2700 года до н.э. Ему приписывается создание первого травника, содержащего описание более 100 лечебных растений, и изобретение техники акупунктуры.

Наиболее известным медицинским трудом считается «Нэйцзин» – «Канон медицины», автором которого считается император Хуан-ди, живший примерно в 2698-2599 годах до н.э. Точное же время его создания неизвестно.

На начальных этапах медицина была неразрывно связана с религией и магией. Основой ее служило учение о противоположностях инь и ян и о пяти элементах. Китайцы верили, что при нарушении равновесия между этими началами возникают различные заболевания. 

Представления о строении тела и диагностике заболеваний

Вскрытия умерших в Древнем Китае не практиковались, поэтому представления о строении тела были достаточно фантастичными.

Философские основы
китайской медицины

Самобытная китайская философия прошла длительный путь
становления и развития: от культа природы (земля, горы, Солнце, Луна и
планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм с VI в. до
н. э., другие учения) и философии стихийного материализма (натурфилософии),
которая сформировалась в Китае к середине I тысячелетия до н. э. и’полу-чила
развитие в трудах китайских ученых в эпоху древних империй.

воду, огонь, дерево, металл и
землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять
тысяч вещей» (вань у), включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении
и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, . дерево — огонь,
огонь — землю, земля — металл, а металл— воду) и взаимном преодолении (вода
тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево— землю, а
земля засыпает воду) ( 34).

Фундаментальные основы традиционной китайской медицины

Среди видных представителей стихийного материализма в
древнем- Китае был философ и врач ВанЧун (27— 97), автор полемического
трактата «Лунь хэн» («Критические рассуждения»). Он признавал единство,
вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом»
(атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками
своего времени, выступал    против    даосских
идей бессмертия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских
философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской
медицины.

Основные теоретические положения древней китайской медицины
выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение
трех тысячелетий.

Знания о строении человеческого тела начали накопляться в
Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около
II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве
официальной религии. Об, этом свидетельствуют сохранившиеся анатомические
таблицы более позднего периода (VI—VII вв.).

синдром избытка
— ян и синдром недостатка — инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой
взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого
организма (в трактате «Нэй цзин» описаны пять темпераментов; ио времени это
совпадает с периодом формирования  аналогичных представлений в древней
Греции), длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев,
радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими
естественными причинами.

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на
следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и
языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании
звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном
опросе больного; исследовании пульса;

давлении на активные точки. Согласно
преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до
н. э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное
имя — Цинь Юэжэнь. Исторические хроники Хань-ской династии повествуют о
чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно
применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные
средства.

Одним из величайших достижений философской мысли
древнего Китая является представление о круговом движении крови,
изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая — «Иэй цзин»:
«Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца…
Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно…

а сердце хозяйничает
над кровью». «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым
сосудам… Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы»…
Посмотришь вперед, оглянешься   назад — все    
идет     от     пульса. Пульс—это
внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего
духа…»

Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам
эмпирическим путем (в Европе научно обоснованная теория кровообращения была
сформулирована в 1628.г. У. Гарвеем, см. с. 186). Обследуя больного, они
изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса; из
них основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый,
тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.

Древний метод пульсовой диагностики постоянно
совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем
превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики
в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского
врача III в. н. э. Ван Шухэ — «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.) ( 35).

За пределами древнего Китая учение о пульсе
распространилось относительно поздно. В древних индийских трактатах Чарами
(I—II вв.) и Суш-руты (IV в.) о’ пульсе не упоминается. Этот факт объясняется
относительно поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией
(торговые пути —со II в. до н. э.

, распространение буддизма в Китае — с I в.
н. э.). В средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию
Средней Азии: теоретическое обоснование исследования пульса в «Каноне
медицины» выдающегося врача средневекового Востока Ибн Сины (980—1037) во
многом сходно с положениями древней китайской медицины.

Фундаментальные основы традиционной китайской медицины

Характерной особенностью традиционной китайской медицины
является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание; лат. 
acupunctura; кит. цзю — прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в
глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в
определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.

Например,
сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния
обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной
стороны кисти руки излечивает от бессонницы. Так, на основе длительных
наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о
существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции
жизненных процессов.

Они полагали, что через отверстия, проделанные в
«жизненных точках»,  восстанавливается   нарушенное равновесие
Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае -его избытка или входит в
тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.
Исторические хроники династии Хань сообщают об отдельных случаях успешного
применения иглотерапии врачами Бянь Цюе (XI в. до н. э.), Фу Вэн (I—-II вв.
до н. э.), Хуа То (II в. н. э.) и другими.

Первое подробное изложение теории и практики этого метода
приведено в трактате «Нэй цзин», особенно зо второй его части «Лин шу». (ее
называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль
которых они” расположены, кол–латерали, иглы и методы их введения,
показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.

В III в. н. з. врач Хуанфу Ми (215—282) систематически
обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4—5 столетий и
составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический
канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами
Китая, начиная с V в.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели
тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали,
движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния
или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы,
серебра ( 36), золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого
метода наметилась специализация игл я их деление на виды.

В трактате «Нэй цзин» описано девять разновидностей игл:
игла с наэнечником  для   поверхностного  укалывания,
закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая
трехгранная игла для венозной пункции, саблеобразная игла для удаления гноя,
острая круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла (используемая
наиболее часто), длинная игла для прокалывания толстых мышц, большая игла для
лечения суставов.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода
иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения
болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем
и методом прижигания, т. е. тепловым воздействием на «жизненные точки»
посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных
растений.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Наиболее часто в этих целях исг пользовалось растение
мокса (русск.— чолынь обыкновенная; лат. Artemisia ?ulgaris). Причем
считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения. Так, для
лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендовалась
мок-i;a, собранная три года назад.

Предлагаем ознакомиться  Пустырник для успокоения: как заваривать, как принимать
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector